Тип театра: Камерный
Дата основания: 1982г.
Основатель: Ара Ернджакян
Дни работы: Вт-Вс
Часы работы: 10:00-18:00
Слово “камерный” на табличке и афишах призвано подчеркнуть атмосферу театрального действа: непосредственность, камерность (как правило, в спектакле занято небольшое количество актеров) и, вместе с тем театр не ограничен каким-либо конкретным направлением. Трагедия, драма, комедия и мюзикл- все эти формы здесь абсолютно органичны и оправданны. Что касается символа: двух половинок лица (актера и зрителя), соединенных математическим знаком тождества, то это конечно же дань системе Отождествления, которая стала творческим кредо Камерного театра.
Несмотря на бешенную популярность “Мужского клуба”, Ернджакян конечно же понимал, что в формате клуба невозможно осуществить все то, что он задумал. Он хотел создать настоящий, серьезный театр с постоянным помещением, где можно было ставить спектакли, репетировать. Начались поиски подходящего помещения и в 1977г, ему удалось получить маленькое помещение в подвале здания по адресу проспект Ленина 58 (ныне Маштоца). Все работы по отделке и обустройству производили сами артисты вместе с Ернджакяном по его проектам и эскизам. Параллельно велась кропотливая работа по созданию постоянной труппы. Четыре года бывшие инженеры, врачи, филологи днем занимались строительством, а по вечерам постигали азы театрального мастерства как в театре так и в соответстующем учебном заведении. Сам Ернджакян в эти годы окончил факультет режиссуры в художественно театральном институте.
Он занимался с актерами по им же разработанной программе (пластика, сценическая речь и т.д), где особое внимание уделялось умению войти со зрителем в непосредственный контакт. Таким образом уже в 1980г сформировалсь команда, способная решить самые сложные творческие задачи. В 1981г коллектив получил статус “Государственного”. И наконец 15 декабря 1982г, преодолев колоссальное бюрократическое противодействие (попытки назначить номенклатурное руководство, запрет ряда спектаклей), открылся Ереванский Камерный театр. Уже тогда это было замечательное место, необычное оформление которого и сегодня неизменно вызывает восхищение, высококлассная творческая команда, способная решить любую поставленную творческую задачу. Театр уже тогда имел своего преданного зрителя. Кстати проблема “лишнего билетика” и по сей день так и остается актуальной. Затем последовали бурные 80-е: новые спектакли, гастроли.
В 1988г Ернджакян написал и поставил пьесу «Айк», которая заняла совершенно особое место в истории театра. Это был неприкрытый протест против имперской машины СССР, крик о свободе и смоопределении маленького, гордого народа. Естественно спектакль был сразу же запрещен. Несмотря на это, его играли каждый вечер, придумывая всевозможные хотрости и уловки. Нетрудно было предсказать дальнейшую судьбу театра, пойди в тот момент события по другому сценарию. В дальнейшем руководители новой Армении не раз отмечали какую роль сыграл этот спектакль в деле консолидации общенационального движения за независимость.
В 1989г. последовали гастроли в Сан-франциско и Лос-Анджелесе, на Ближнем Востоке, театр ста лауреатом фестиваля «Teatre du Monde» в Нанте (Франция).
И все же самым знаковым событием этих лет Ернджакян считает расширение помещения театра, что дало возможность ставить и решать принципиально новые творческие задачи. И вновь вся команда во главе с художественным руководителем впряглась в процесс строительства: появились гримерки, кинозал, галерея.
Начиная с 90-х театр полностью перешел на армянский язык, а это означало необходимость нового репертуара, с чем Ернджакян справился блестяще. Все его пьесы этого периода, имеют яркую особенность-это совершенно точная хроника жизни одного поколения. Звучащие прежде мнения, что злободневность не работает в театре, похоронило само время- спектакли Камерного предельно актуальны даже много лет спустя, именно об этом свидетельствуют переполненные залы. Таинство театра здесь ощущается не только в зрительном зале, но и повсюду. Зритель с первых же шагов начинает чувствовать себя хозяином, ожидая момента, когда он станет участником завораживающей игры. Очень точно построенная музыкальная составляющая и минимализм в декорациях являются неотьемлимой частью той волшебной атмосферы, в которую погружается зритель и которая заставляет его возвращаться сюда еще и еще, чтобы жить, чувствовать и думать.