Regional Post: Рынок въездного туризма Независимой Армении

regional-post-caucasus

Regional Post: Рынок въездного туризма Независимой Армении

Статья была опубликована в журнале Regional Post N1-2016. Интервью основателя компании Барев Армения Карена Анташяна.

— Каким образом был сформирован рынок армянского въездного туризма — при каких обстоятельствах, как и с чего всё началось?

Рынок въездного туризма независимой Армении претерпел значительные изменения за последние 25 лет. В целом, во время первого десятилетия независимости туризм вообще не рассматривался как таковой, так как война вкупе с экономическим коллапсом, последовавшим после развала Советского Союза, не могли быть совместимы с такой развлекательной активностью, как туризм. Но туризм начал развиваться в начале 2000-х, когда когда в Армении возникла более-менее стабильная экономическая среда. Первые туристы, которых приняла наша компания, были наши соотечественники из Диаспоры. Падение железного занавеса вновь привело их к тому, что Армения снова стала для них открытой Родиной, где им всегда рады. И понемногу многие из них начали посещать страну как с семьями, так и в группах, состоящих из определенных членов общин или организаций. Большой поток из Диаспоры начал формировать армянский туризм – с его преимуществами и недостатками. Для армян, которые никогда не были на своей родине, посещение Армении стало своеобразным совмещением туризма, паломничества и репатриации, и удовлетворение потребностей такого человека было не очень сложно, так как для него все было подпитано интересом и эмоциональностью. Среди таких туристов большим интересом пользуются места, напрямую связанные с пропагандой армянской идентичности, особенно церкви, виды на Арарат, Мемориальный комплекс памяти жертв Геноцида армян Цицернакаберд, их интересует история возникновения христианства в Армении, стране, первой принявшей христианство в качестве государственной религии, истории о том, как мы преуспели в тех или иных сферах, являемся самой древней нацией. Данный факт привел к тому, что в Армении, где не имелось никакого опыта в туристической индустрии, получилось создать большой спрос на рынке. Но есть и отрицательный опыт, о котором практически не говорится, а если кто-то озвучивает эту проблему, то может быть оценен чуть ли не как «национальное предательство». Речь идет о том, что туристический продукт, разработанный для армян диаспоры для последующих 10 и более лет стал формулой армянского туризма в концептуальном смысле, и в эта формула требовала посещение Гарни и Гегарда, Эчмиадзина и Звартноца, десяток монастырей и храмов, угощение шашлыком и всё, езжай с миром. Данные абсолютно неконкурентные реалии стали еще одной преградой для развития туристический инфраструктуры, потому что мы не чувствовали внутреннюю необходимость в более комфортных и имеющих более высокое обслуживание отелях, более комфортных автомобилях, в ремонте дорог, связывающих достопримечательности и так далее. А всё из-за того, что основывались на имидже страны, как бедной и нуждающейся в помощи диаспоры.
Но с другой стороны это неплохое начало, потому что за это время была создана хоть какая-то база специалистов и инфраструктуры. Но уже работая с иностранцами, мы начали понимать, что посещение десятков храмов за одну неделю не совсем хорошая идея. И в действительности эти стереотипы, сформировавшиеся в самом начале, продолжают преследовать нас, и даже если мы отдаем себе отчет в том, что стандартные туристические маршруты имеют необходимость в переосмыслении и дополнении новыми услугами, мы всего лишь продаем эти услуги. С точки зрения создания инфраструктуры работа частных инвесторов и госструктур сегодня очень незначительная и неторопливая. Но дело тем не менее не стоит на месте. Самый классический вариант – кабельная дорога Татевер – всего лишь один проект, который стал стимулом для развития всего региона, как минимум, наделив южный маршрут большим спросом, плюс дав толчок для возникновения множества ресторанов, гостиниц, гостевых домов и хостелов.

— Что сегодня из себя представляет рынок армянского въездного туризма? Является ли наш туризм отличительным на международном рынке?

На данный момент мы уже имеем многочисленные разработанные и уже сформировавшиеся туристические направления, неплохую базу опытных специалистов, гостиниц любых разрядов, высококлассных транспортных средств и ресторанов с привлекательным меню. А также конкурентную среду формирующих всё это и продающих туристических компаний. Кстати, въездной туризм является той редкой конкурентной сферой в стране, которая позволяет формировать разумное ценообразование и влияет на рост количества и качества услуг. Кроме классических и исторических туров у нас есть возможность предлагать также туристические продукты, которые привлекают людей, заинтересованных в активном, зимнем, лечебном, кулинарном, винном, археологическим и других узких направлений туризма. Однако на данном этапе развития мы имеем уже институциональные и более макроэкономические проблемы на самом серьезном уровне.
Самое существенное, что государство не проявляет активное участие в развитии отрасли – практически отсутствует продвижение Армении на международном рынке в качестве туристического направления. Данная слабая конкурентная сторона становится очевидной на международных выставках, когда наши соседние страны выступают с профинансированными государством красочными тематическими павильонами, когда у нас – небольшие и не впечатляющие столики, открытые на средства отдельных компаний. Также ничего не делается касательно развития инфраструктур, реставрации дорог, создания общественных туалетов и информационных центров, подготовке специалистов, образовательных программ, разработке стандартов обслуживания, а также вопросов, связанных с законодательными и налоговыми реформами.

— По сравнению с нашими соседями, какие наши сильные и слабые стороны выделите? Например, по сравнению с Грузией.

Грузия является страной с огромным туристическим потенциалом – начиная от возможности проведения горных экскурсий и походов до отдыха на море. Конкурентное преимущество Грузии заключается в том, что в отличие от Армении, государство там последовательно реализует проекты по комплексному развитию отрасли. А вложения международных организаций по-моему также идут по назначению, и не улетучиваются в темных финансовых механизмах, как это происходит в Армении. Но с другой стороны, грузинский туризм очень молодой и там имеется нехватка в хороших кадрах и обслуживающем персонале, с этой точки зрения мы в более выгодном положении. Что же касается внутренних цен, Армения также кажется в более лучшем свете, но не стоит забывать, что наша ахиллесова пята – цены на авиабилеты. Полеты из Грузии настолько дешевые, что даже наши соотечественники нередко тратят 5-6 часов на дорогу в Тбилиси, чтобы оттуда дешевле полететь заграницу. Это огромный барьер для развития въездного туризма в Армении.
Одним из основных туристических тенденций региона в последние годы стал рост спроса на совместные туры по Армении и Грузии. Многие туристы, которые по всей вероятности в первый и последний раз приезжают в Закавказье, не теряют шанса одним выстрелом убить двух зайцев и одним визитом посетить сразу две страны. Это открывает новые грани и предлагает новые вызовы для армяно-грузинского сотрудничества. Во-первых, это довольно сложно организовать тур в двух странах с теми же стандартами. А потом, очень мало таких специалистов, которые смогут работать в двух странах на том же высоком уровне, речь в первую очередь идет о гидах и водителях.

— Говорят, что Армению любят посещать в особенности престарелые туристы. А как можно привлечь более молодых туристов, которые не прочь раскошелиться?

Отдых на море остается самым привлекательным и пользующимся большим спросом приоритетом, чего мы не можем предложить. Но если ты владеешь абрикосовым садом, то совершенно бесполезно вкладывать невероятные усилия для того, чтобы выращивать авокадо, вместо этого намного целесообразнее попытаться увеличить урожай своего абрикоса. А для увеличения так называемого «урожая» нам понадобится добиться того, чтобы в Ереване были развлекательные места международного уровня – как молодежные, так и семейные. Один простой пример, — только в отдельных редких гостиницах имеется бассейн. Это довольно сложный вызов, продержать туриста в Ереване более двух дней. Однако с другой стороны не нужно недооценивать наш вид туризма, который на самом деле имеет свой рынок, который довольно-таки объемный. С этой точки зрения у нас есть задача сделать более разнообразной наши историко-культурные туры и походы дополнительными услугами.

Например, в тот же маршрут классического тура в Гарни — Гегард добавить небольшой поход, угощение в деревенском доме, один мастер-класс, анимацию с исполнением дудука или народно-духовного хора, то получим, обосновано дорогой, но разнообразный и интересный тур. Даже на групповых экскурсионных турах по Европейским городам туристы не смогут получить то разнообразие эмоций и опыта, чем на таком туре и это мнение наших гостей, по сути опытных туристов. Если ко всему этому добавить традиционное и ментальное добродушие и заботливое отношение нашего народа к гостьям, то восхищение туриста просто гарантировано.

Share Button

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *