Самая старая церковь Армении
Наши гости, наслышанные о древних армянских монастырях, часто спрашивают — какая же, все таки, самая старая церковь в Армении? Вопрос может показаться простым и интуитивным, но, оказывается на него нет однозначно ответа и вот почему. Во-первых, проблема в том что говоря Армения мы иногда подразумеваем страну в мере историческую, иногда – безмерно Великую, которая занимала гораздo больше территории чем сегодняшняя Рeспублика Армения и соответственно была богаче на исторические архитектурные памятники. Во вторых, оригинальный армянский алфавит был создан Месропом Маштоцем в самом начале 5-го века, но первые армянские надписи на церквях появились только в конце того же столетия. В третьих, очень много церквей в Армении, которые были построены в самые первые десятилетия христианства, позднее были разрушены землетрясениями или завоевателями и не дошли до нас в оригинальном виде.
Базируясь на этих принципах нужно выбрать правильную методику решения вопроса, без которого невозможно найти однозначный ответ. Вообще раннехристианская архитектура Армении очень интересная, потому что именно в эту эпоху зарождались и сформировались все основные архитектурные типы наших церквей и не даром в научной литературе эпоха IV-VII веков называется Золотым веком армянской архитектуры. Этот период начинается с даты 301 г, когда новая религия была принята на государственном уровне, до середины 7-го века, когда начались опустошительные нашествия арабов.
Метод первый: Легенда об ангеле и Христе
Как и во всех религиях мира в христианстве тоже сохранились очень много локальных легенд, одна из которых говорит о том, что св. Григорий Просветитель, который стал первым патриархом христианской Армении, увидел сон, где по одной версии — ангел, по другой – сам Иисус спустился с небес и ударом золотого молотка показал место для постройки первой христианской церкви. Эчмиадзинский Кафедральный собор был построен за три года (301-303гг). Но здесь возникает проблема достоверности архитектуры. Известно, что Кафедральный собор был почти полностью реконструирован уже в конце 5-го века, и наверное ничего не сохранилось из оригинального облика храма. Кроме этого, поскольку на территории Эчмиадзина с 1441 года действовала резиденция католикоса всех армян, каждый следующий патриарх добавлял какую-то деталь на экстерьер храма. Суммируя можно сказать, что это самая старая церковь Армении, но с последующими доработками.
Метод второй: Надпись на храме, которого нет
Текорская купольная базилика 5-го века, которая стояла на территории Западной Армении и позднее была полностью уничтожена, являлась одной из первых купольных сооружений христианской архитектуры. На стене храма была армянская надпись конца 5-го века, которая считается самым древним каменным артефактом, где впервые появляются буквы армянского алфавита. В надписи говорится о том, что князь Саак Камсаракан построил этот мартириум, который позже превратился в церковь св. Саркиса. Анализ форм букв надписи аргументирует его как «продукт» конца 5-го века, и этот факт работает в пользу того, чтобы включить эту церковь в список самых ранних христианских построек Армении.
Метод третий: Руины язычества
Историки описали первые годы христианства в Армении и достоверно известно, что очень много церквей и часовен были построены буквально на местах, где раньше стояли языческие храмы. Этот факт четко подтверждается археологическими раскопками. Одна сторона медали – как считают большинство историков, архитекторов, археологов – христианская культура раннего средневековья буквально лежит на руинах язычества. Поэтому, и в том числе, дохристианская сакральная архитектура почти полностью исчезла в Армении. Другая сторона медали – в некоторых случаях языческие храмы не были разрушены первыми христианами, а стали использоваться по другому, например храм в Гарни, или — стиралась языческая символика и храм плавно и без грубых нарушений архитектурного облика превращался в христианскую церковь.
Метод четвертый: Архитектурная стилистика
Можно долго спорить насчет методов – какой лучше, но именно по архитектурным формам и стилю можно смело судить насчет древности того или иного храма, особенно если не сохранились никакие надписи. И здесь на первый план выходят две базилики – Касахская и Ереруйкская. На стенах обоих храмов сохранились характерные барельефы с изображениями равносторонних крестов в кружочках. Такие кресты появляются в 4-ом веке и исчезают в конце 5-го.
Первая из базилик находится в современном городе Апаран, вторая – у поселка Анипемза буквально в сто метрах от армяно-турецкой границы. К сожалению эти два раннехристианских памятника не входят в классические тур-маршруты по Армении и попасть в эти места можно только на наших автосрких турах по Армении.
Если взять эти две базилики, можно смело сказать, что они самые древние дошедшие до нас без каких либо позднейших архитектурных вмешательств или добавлений деталей.