Западная Армения – Потерянная Родина
|Молодая Армянка – неизвестный автор известного фильма
Представляем вам интервью с Армине Арутюнян, авторов все хорошо знакомых фильмов – “Проклятье Ноего ковчега”,” Феномен Армянского Киликийского Царства” и знаменитого фильма “Западная Армения- Потерянная Родина”.
— Расскажите, как родилась эта мысль, снять такой фильм, когда это произошло, кто был включен в съемочную группу.
— Фильм был создан 5 лет назад. Тогда я работала в компании Azd production, и директор выразил желание, в коммерческих целях снять фильм, про тур в Западную Армению, и мне было поручено заняться работой по созданию фильма. Мне тогда было всего 20 лет, а работа казалась ответственной и немного страшной, но так как Западная Армения и Армянский вопрос всегда были для меня личными вопросами, мне пришлось преодолеть свои профессиональные страхи и делать то, что диктовало мне сердце.
— Какой отклик был на работу, какие отзывы были со стороны СМИ и зрителей.
— Если честно, когда я только начинала работу, собиралась в путешествие, писала сценарий и даже сидела уже за монтажными работами, я не представляла, что фильм так полюбится зрителям. Мне было всего 20 и я не думала, что моя работа может быть оценена и полюбится, правда я была очень счастлива, когда оказалось, что все получилось.
Отмечу, что монтаж фильма осуществлял Артак Крдян. В день премьеры, позвонили с местного телевидения и сообщили, что фильм собрал небывалые рейтинги, что казалось невероятным, и даже не смотря на факты, даже сейчас иногда мне не верится. Иногда случаются чудные случаи, например когда спрашиваешь кого-то, почти все говорят, что видели фильм и он им очень понравился. Иногда даже случается,что спрашивают меня — видела ли я этот фильм, и даже в мельчайших подробностях начинают описывать его и с восхищением рассказывают о нем. Даже не знаю радоватья или грустить.
— Почему до сих пор зрители не знают, кто автор фильма?
— Вы знаете,этот вопрос мне часто задают и мои друзья, которые знают, какую работу я проделала, и как она для меня важна. Почему? Не знаю… хотя ладно, скажу. Дело в том, что права на съемки и показ данного фильма принадлежать компании Azd production , с которой я уже давно не работаю и не имею никаких связей, в то время как я являюсь автором трех фильмов, которые я сняла работая в этой фирме. Тогда мы были друзьями и вопросов о довеии и недоверии не возникало. Так получилось, что организация не отмечает имени и фамилии автора фильма, может быть это им не выгодно, хорошо что соблюдают хотя бы минимальные авторские права. Например на диске или в субтитрах отмечается имя и фамилия автора, но для того, чтобы избежать лишней головной боли, это делается мелким шрифтом, в незаметном месте, а так фильмы выходят от имени данной организации. В реальности все это не имеет особого значение. Главное армянский телезритель узнал и полюбил этот фильм, который имеет для меня огромное значение. Важно то, что со дня премьеры фильма, ни одно 24 апреля не обходится без показа этого фильма на Армянском телевидении. И этот год не исключение, с 22-26 апреля будет показаны все 4 части этого фильма. Мой друг, иногда шутя, говорит, что я классик армянского документального кино, о котором никто не знает, на что я говорю, что это не важно, а важно то, что в решение важнейшего вопроса моей страны я тоже смогла вложить лепту.
-Как вы думаете, о Геноциде армян снято достаточно фильмов, все ли они качественны? Какая должна быть основная мысль этих фильмов- количество жертв, призыв к мести и может борьба за признание, или другое?
— Не то что мало, я думаю оооочень мало. И не только о Геноциде, о Сумгаите, Баку, Карабахской войне их практически нет. Мне кажется, в такие масштабные проекты должны быть вложены большие деньги и сняты не просто хорошие фильмы, а отличные фильмы, даже может не документальные, а художественные, которые смогут участвовать на всемирных фестивалях. А основной мыслью я думаю должно быть не страдание и количество жертв, а опасность, которую несет для народа, и для человека лично, не признание таких ужасных преступлений как Геноцид.
Человек эгоист, и остается таковым в любой ситуации, поэтому его интересует то, что затрагивает лично его. Вот уже два года, как Правительство не продвигает показ великолепного фильма Гагика Атасяна о Карабахской войне, который называется «Впрочем». Хотя наличие таких фильмов на телевидении сейчас особенно важно. Время проходит, поколения меняются, к сожалению все реже обращают внимание на факты. Память человека имеет границы, что очень опасно для нации и лучший способ ее сохранить — это киномотограф, который затрагивает сердца людей. Пытаясь сделать фильм лучше, я все меньше внимания обращала на даты, факты, цифры, я старалась затронуть сердца людей, так как дорога от сердца к мысли короче.
— Собираетесь ли снять фильм на перечисленные вами темы?
— думаю, нет, но вот фильм о битве при Мусалере я должна когда-нибудь снять. Думаю это будет мой последний документальный фильм. В дальнейшем, когда почувствую себя вполне готовой, может приступлю к художественным фильмам. Может быть, когда-нибудь, пока что художественный фильм я себе не доверяю!
До сих пор из поколения в поколение те, кто уцелел и нашел приют в других странах, передают рассказы о зверствах, слезах и потерянной родине.