Тележки и военные колесницы
|Изобретение тележек одно из величайших достижений человечества. Это стало революцией для транспортной и военной сфер, а также поспособствовало развитию цивилизации. Создание тележек также имеет длинную историю. Разные древние народы, независимо друг от друга, принимали в этом участие.
Археологические раскопки, наскальные рисунки и керамические статуэтки быков, модели тележек и другие предметы, найденные в монастыре Харитч, свидетельствуют о том, что с конца 4-ого тысячелетия по начало 3-его тысячелетия до н.э. волы использовались как средство передвижения на Армянском Нагорье.
В тележки впрягались волы. Лошади, как средство передвижения, стали употребляться позднее, после того, как телеги были усовершенствованы и изобретены военные колесницы. Интересно, письменные источники, где впервые упоминается о лошадях, как- средстве передвижения, были найдены в древних странах Армянского Нагорья, Аратта (28 — 27 в. до н.э.)
Четырехколесные и двухколесные телеги и военные колесницы были найдены во время раскопок в селах Лчашен, Нижний Геташен и Лори. Бронзовые модели двухколесных тележек,четырехколесных военных колесниц и боевых тележек, помогают нам узнать, какие транспортные средства употреблялись в Армении в конце 2 тысячелетия до н.э.
Деревянные тележки, найденные в селе Лчашен, самые древние в Армении. Военные колесницы широко использовались в 18-17 веках до н.э. во время военных походов и играли решающую роль в исходе войны.
С 15-13 века до н.э. королевство Хаяса, расположенное на Армянском нагорье, во время войны против племен хеттов, выдвинуло 10.000 пехоту и 700 военных колесниц, что было довольно-таки большим войском для тех времен. Бронзовые модели найденные в крепости Лори, и три модели найденные в селе Лчашен, помогают создать впечатление о колесницах, которые использовались в древней Армении.
По размерам они были маленькие, крытые с трех сторон и открытые сзади. На древних изображениях перед военными колесницами с лошадьми, изображен бегущий впереди олень. Два солдата, изображены стоящими на верхней части колесницы. На них высокие шлемы, и мечи, которые висят с пояса, они стоят, обхватив друг друга. Свободной рукой они придерживают шлем. Военные колесницы по форме напоминают азиатские телеги.
В первом тысячелетии н.э. повозки и военные колесницы также широко использовались в армянском нагорье. Например, военные колесницы считались основной военной силой, поэтому и управляющие и телеги усовершенствовались и использовались несколько веков. Несколько железных деталей были найдены в Армавире, во время раскопок. На них были обнаружены греческие надписи, датируемые 3 столетиям, посвященные храмам богов Арег-Мигр-Апполон и Лусин-Анаид-Артемида. На обратной стороне монет Артавазда Второго, был изображен воин на четырехколесной колеснице. Историки средневековья также очень часто повествуют о колесницах. В легендах хеттов и других индоевропейских народов существовал бог солнца, который каждый день путешествовал по небу на своей колеснице. Поэтому колесо символизировало солнце. Множество статуй, изображающих этих лошадей были найдены на Армянском нагорье датируемые 2 тысячелетием до н.э., среди них также встречаются датируемые 14-13 веками до н. э.,найденные в мавзолее Ширакаван в 1978 году. Бронзовая скульптура высотой 23,5 сантиметра. Она сделана из воска, и расположена горизонтально от центра. Сделана по схеме земной оси, с узорами крыльев, поднимающимися вверх и вниз. На концах крыльев высеченые небольшие фигуры – людей, львов, лошадей.
Статуэтки льва и человека расположены на небольшой подставке, которая вращается вокруг своей оси. На статуэтке вооруженого человека изображен шлем, коробка для стрел, с выгнутыми узорами. Те же узоры видны на поясе. Шлем, который он держит в левой руке украшен кругообразными узорами, исходящими из центра. Оружие, которое было в правой руке статуэтки не сохранилось. Человек обут в ботинки, а его глаза подчеркнуты ярко-синим. Глаза льва сделаны подобным образом, а на гриву прикреплен пояс. Группа статуэток как уникальный образец имеет неоценимое значение в раскрытии религиозных верований наших древних предков. Двуполый человек, сочувствующий мир, воины на войне, олень, крылья—все это выражает идеологию неба и земли, верних и нижних миров,которые соединены ветвями одного дерева. Последний имеет форму оси, украшенную рисунками уха. Армянские легенды гласят, будто когда то небеса и земля были очень близко друг к другу. Птицы были посыльниками или вестниками, которые доставляли требования богов людям, и просьбы людей богам.