Армянский тараз похож на цветущее древо

Надевая зеленую и красную одежды
Становишься похожей на плод граната.

Армянский тараз всегда различный, он составлен из большой цветовой гаммы , но всегда отражает индивидуальность и значение каждой. Одним из первых, кто изучал армянских тараз был Гугас Инчинчян, благодаря которому до нас дошли небывалые сведения. Не существует одного общеармянского тараза.
Это система, которая прошла длинный исторический путь, разделенная на подгруппы, которых объединяет одно строение. Во всех группах таразов есть следующие составные части : нижняя одежда, верхняя одежда, головной убор и убранства( носки, ткань обматывающая ногу для мужчин, обувь). Различия в основном в стиле, которые определяются стилистическими формами, предназначением и сочетанием цветов, и видом украшений и узоров.
По своему типу армянская национальная одежда это свободный длинный костюм, который имеет прорехи спереди и по бокам. По своему стилистическому покрою – свободный стиль контуров, среди цветовой гаммы доминируют красный, синий, зеленый, пурпурный, желтый .
Армянское платье сопровождается длинными краями, и приталенным верхом с обязательным наличием пояса. Украшались вышивками и пряжами. Головной убор женщин покрывал все начиная с плеч, оставляя только глаза, закрывая рот.Родина Армянского тараза в основном Западная Армения: Васпуракан, Ахдзник, Туруберан, Великий Айк, Ширак-Джавахк, Трапизон, Малый Айк, Киликия и часть Восточной Армении : Арарат – Тифлис – Парскаайк, Сюник – Арцах, Гугарк, Вайоц Дзор и остальные места. Эти комплексы имеют уникальные отличия. Например, пояс – фартук, который играет основную роль в армянском таразе отсутствует в платьях Восточной Армении. Сильно отличаются также головные убранства — открытые и закрытые. Наличие закрытого головного убора, не требовало фартука, только в Васпураканской области наличие закрытого головного убора была обязательно в совокупности с поясом – фартуком.
В областях бассейна озера Ван, к югу от хребта Армянского Тавра , было принято покрывать лицо( рот, нос, скулы), хотя здешняя форма была более упрощенной чем на востоке. В Ване, при замужестве девушки надевали длинные цилиндро-подобные головные уборы, на треугольной вершине которых закреплялся платок.
Открытый лоб украшали головным украшением ( синие камни в сочетание с серебряным украшением для лба, с подвесками в виде месяца располагающие по центру). Часть висков украшали подвесками в виде треугольников. Весь головной убор довершался красной шелковой тканью, на крайней части которого были выполнены украшения в форме геометрических фигур, древа жизни и изображений животных. В Сюнике – Арцахе, после замужества, голову женщины покрывают специальным цилиндром, закрывая рот и кончик носа. Примечательно, что здесь для голвного убранства использовалась белая ткан, как и для покрытия лба – треугольная белая ткань, с сепью серебряных украшений.
Головному убранству девушки придавалось чрезмерно большое значение, и считалось, что именно от него зависит благополучие семьи. В некоторых северных частях Армянского нагорья, особенно в верхних областях реки Ефрат, головное убранство было открытым. Украшение лба было известно под названием роза, это было головное кольцо украшенное шелковым, бархатными, богатыми тканями. Оно украшалось красивыми вышитыми цветами, которые казались живыми – розы, лилии, нарциссы,. В более древних предметов, концы цветов соединялись красными нитями в задней части короны.
Восточные мужские платья, в отличие от женских о объединялись общими контурами. В Восточной Армении был популярен “кавказский” покрой платья, включавший в себя нижнюю одежду, верхнюю короткорукавную одежду и брюки. Зимой надевали длинные шубы, без пояса. Армянские мужчины заходя в церковь, увидев похороны или выскочтимых людей, безоговорочно снимали головной берет. Одежда западных мужчин кардинально отличалась, она включала в себя верхнюю длинную одежду, безрукавку вышитую вручную и короткую верхнюю одежду. Одежда украшалась исключительно геометрическими изображениями. Рукава верхней одежды украшались вышивкой, на спину завязывали шерстяной пояс, который одновременно служил и карманом. Одежда Васпураканских мужчин украшали красные полосы. Штаны киликийцев были сшиты из синей ткани, все швы которых украшались золотыми нитями.
Женщины вне дома, зимой или в гостях надевали красные бархатные шубы, шерстяное пальто с окантовками, которые обычно были короче основного платья. Во всех регионах нижняя одежда женщин была одинаковой, красные и белые рубашки, или белые нижние платья, низ которых был красиво вышит.
Платья Восточных и Западных армян в основном отличались тем, что и мужские и женские платья в Западной Армении были богаты вышивками. Вторым различием были способы завязывания основной части тараза – фартука, на бедрах, плечах или груди. Фартук обозначал замужних женщин, “красный” фартук символизировал “не девственницу”. Фартуки Васпураканских женщин шили из шерсти или пряли из шерстяной нити и трижды наматывали вокруг пояса. В Сасуне обрученные девушки надевали яркие фартуки из шелка, в Киликии поясом служил трехметровый холст с бахромой на концах.
Незаменимую часть армянской одежды составляли чулки и обувь. Чулки или портянки носили армянские мужчины еще с Урартских времен, украшенные продольными или поперечными узорами. Их вязали из шерсти, шелка и хлопка. Чулки имели три части – голени, носок и пятка. Продольные узоры вязались прямо,а потом заворачивались в косы.
Чулки и портянки имели символ плодородия. Мужчины или женщины одевали на ноги обувь с заостренным концом – трехи, которые в основном изготавливались из шерсти.
Кроме них,дома женщины носили тапочки другого вида, с верхом из черного бархата, на плоской кожаной подошве, без каблука.
Одной из основных частей тараза были также украшения. Особым видом украшений являлись украшения против сглаза: глазные бусинки, кресты, божожики. Известно, что в древности кроме женщин себя украшали и мужчины, так как кроме красоты украшения давали защиту и шарм.
Женщинам дарили украшение для лба из монет, украшения на виски, грудные подвески и золотые кольца. Украшения давали защиту от злых духов и являлись символами красоты, плодородия и обоятельности. Примечательно что украшения были из металлов, которые связывают с небесными силами, звон исходящий от украшений сравнивали с небесным громом, отгонявший злые силы.
Начиная с 1915 года, после геноцида армян, армянское национальное платье вышло из повседневного употребления, символизируя сегодня старинную реликвию и память о наших предках.

Share Button

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *