Крепость Лори
|Крепость Лори является одним из монументов армянского плато, имеющего большое историко-археологическую ценность. Она расположена недалеко от города Степанаван. Кладбища и жилая территория занимает площадь в 500 га. Крепость Лори пережила более чем полторы тысячи лет, начиная с прошлых двух столетий 3-ьего тысячелетия до н.э. до середины 1-ого тысячелетия до н.э. Начиная с Середины Бронзового Века и заканчивая Поздним Железным Веком, друг друга сменяли четыре фазы культуры, включая Ванское царство. Кладбища знамениты своей архитектурой и богатством имущества. Крепость Лори была культурным и экономическим центром города.
У нее были торговые связи со странами Азии и Эгейского моря, и другими областями. К 17 и 16 столетию до н.э. крепость Лори уже представляла собой город пригодный для жилья. В 1975 здесь были найдены некоторые скульптуры и статуи небольшого стада оленей, по всей видимости принадлежавшие одному из лидеров племени Лори. Самец оленя гордо стоит посреди скульптуры, а по краям изображены женщины, кормящие маленьких оленят. Два волка или леопарда преследуют одного оленя. Части тела оленя были выдолблены треугольными и полыми амбразурами, украшенные бронзовыми шарами. Статуя стоит на плоском пьедестале ,укрепленном на стойке, похожей на угольник, вращающийся вокруг своей оси. Скульптура вместе с подставкой весит 33 кг. Флаг-статуя с тематическими и стилистическими особенностями вполне характерны для культуры Армении Бронзового века, вероятно над этим работал армянский скульптор-художник. Олень символизирует небесную мощь-гром и молнии. Кроме того олень несет мысль о силе добра, материнской любви и сохранении потомства. Первые Индо-Европейцы поклонялись оленям. Позднее древние хетты приписали оленей к поклонению богу солнца. Несомненно флаг-скульптуру использовали в религиозных культах. Также он был использован во время шествий и церемоний. Будучи установленным на конец деревянного шеста, при повороте издается звон оленьего колокольчика. Он датируется 16-15 веками до н.э. В 1977г.-у на одном из кладбищ Лори был найден бронзовый ковш, датируемый 14-15 в. Ковш выглядит как полусферический шар; к нему прикреплена ручка, заканчивающаяся статуэткой солдата. Атлетическая фигура солдата обнажена. Есть треугольные отверстия на груди и спине, руки вытянуты вперед перед собой и сжаты в кулаки, будто он держит что-то на подобие оружия. Так же на нем был высокий шлем. Мужское достоинство солдата изображено чуть ниже талии, а на мощным и широких бедрах выгравированы кресты, соединяющие его с солнцем.
Кладбища в крепости Лори принадлежавшие высокопоставленным людям,жившим в 8-6 в до н.э. радикально отличаются , так как там найдены уникальные драгоценные вещи из Средиземноморья, Скифии, Персидского и Ванского царств. Кладбища также богаты ювелирными находками, которые представляют не только художественный интерес,но и профессиональный, так как выполнены очень сложными схемами.
Среди них есть также украшения храмов-треугльные фигуры, с которых свисали серебряные и золотые кольца. Эти украшения и узоры на них имели магическое значение. Основной орнамент храма-треугольник с одним концом поднятым верх, символизировало мужское начало и вечный огонь. Эти уникальные образцы ювелирных изделий были найдены только на территории крепости Лори. В 1990 году на кладбище “Роял” крепости Лори был найден серебряный кубок.
Могила привлекает своими большими размерами-3 каменные плиты,устланные шкурами зверей и остальными драгоценностями. Такие могилы не были популярны ни в Армении, ни во всей Азии. Чаша имеет яйцевидную форму и покрыта охлажденным цельным оловом и серебром. На стволе , на закаленной части пояса весели тремя рядами шары. Основная часть иллюстрированного фриза в центре , изображена сцена охоты, по все видимости сделана техникой гравировки. В первой части иллюстрации изображены колесницы, скачущие во весь опор кони и победное лицо короля стоящего на своей жертве. Последний изображен в длинную одежду, опоясан, в одной руке у него шит, в другой меч. На другой части изображены всадники, а на третьей один воин. Это фреска из трех частей. Изображен восточный стиль-любимое занятие короля-охота в пальмовых рощах. Можно предположить, что лев находится под рукой короля,которые собирается нанести смертельный удар. Эти изображения должны были принести успех в войне и охоте. Примечательно, что в той же могиле были обнаружены также скелеты лошадей, коров и других животных. Учитывая одежду персонажей,действия ,а так же художественный стиль, можно предположить,что чаша была сделана в Ассиро-Урартской среде и датируется 7-6 в до н. э.