Армянская Национальная Одежда — Тараз
|Женщина из Арцаха в национальной одежде.
Головное убранство было принято. Надевали округлый головной убор, украшенный серебряными драмами, и покрывали голову белой тканью из хлопка. Платье шилось из бархата или же красного сатина. Верхняя плечевая одежда (архалух) была сшита из темно – зеленого шелка . Окантовка у трех – прорехного платья на концах тоже была из шелка и имели ширину 2 см. Рукава имели особую форму, заканчивали острым углом, которые украшались серебряными узорами. С внутренней стороны рукава имели разрезы, чтобы руками можно было спокойно двигать и не потеть.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Дочь и Мать из Арцаха.
Головной убор матери национален. Платье сшито из красного шелка. Передний прорех украшен черным бархатом, на котором шелковыми и золотыми нитями вышиты узоры, которые придают платью более богатый вид. Рукава длинные и широкие. На краях вышиты золотые узоры и серебряные украшения. Архалух сшит из темно-зеленого шелкового материала, украшен изображением цветов. Рукава узорчатые и покрыты астаром. Концы рукавов были украшены 2 см серебренными украшениями. С внутренней стороны рукава есть прорехи, которые помогают спокойно двигать руками и не потеть. Пояс был из красной ткани. На девчушке красное платье , подобное платью матери. Рукава доходят до локтей. Рукава покрыты астаром, на концах подвески и украшения. На ногах красные трехи.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Тараз девушки Арцаха.
До замужества девушки не имели права надевать округлый головной убор. Они завязывали шарф, который был из хлопка или шелка. Платье было красного цвета, часть груди была вышита из черного бархата. Рукава были длинные, концы которых были закреплены нитками. Трехпрорехное верхнее платье (архалух) было сшито из зеленого шелка с узорами цветов. Рукава были длинные украшенные серебряными украшениями. На ноги надевали вышитые трехи.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Древной пример платья женщины Арцаха.
Головной убор подобен национальному головному убору Арцаха. Платье сшито из шелка или сатина. Слишком широкие рукава из белого шелка. Рукава платья, которые также из белого шелка снимаются. Архалух также сшит из темно-зеленой материи. Грудная часть закрыта и с двух сторон украшена полосатым узором. Они спускаются ниже пояса. Все концы архалуха украшены красными шелковыми узкими прядями. Декоративные рукава украшены серебряными гроздями.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Богатая женщина Арцаха с накидкой.
Головной убор национальный, но более богатый. Платье из красного шелка. Вокруг воротника, до пояса, из черного бархата с золотыми и шелковыми вышивками, шириной в 2 метра тянется пояс. Рукава снимаются и их можно надеть в случае необходимости. Рукава называются крнаман, а само платье крнадир. Такое платье надевали также в Зангезуре. Архалух – верхнее платье шили из зеленой ткани вышитой узорами цветов. У него было два прореха. Рукава платья, крайние разрезы и прорехи украшены тканью из черного бархата с золотыми и шелковыми узорами, которые придают платью очень богатый вид. Пояс был из серебра.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Пожилая женщина Арцаха с накидкой.
Головной убор национальный. Но вместо белой ткани на голову, она накинула черное сукно, как символ скорби. Платье сшито из красного шелка. Ворот украшен черным бархатным поясом. Рукава снимаются, которые закрепляются к основному платью с помощью двух пуговиц. Рукава украшены двума зелеными узкими манжетами и серебряными подвесками. Накидка, которую в Арцахе называли кйорк, сшита из плотной темно-красной бархатной материи. Она имеет два прореха. Нижний прорех достигает земли. Рукава короткие доходят до локтей. Накидка украшена узкими зелеными манжетами и мехом лисы.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Армянские фидаины
Ахбюр Сероб
На белую материю слоями намотана шерстяная ткань. Архалух сшит из плотной хлопкобумажной ткани. Из той же материи сшиты штаны, низ которых заправлен в длинные сапоги. На спину завязан национальный пояс из шерстяных нитей.
Коллекция фотографий Ф.Григоряна.
Ереванский мужчина с накидкой.
Накидка сшита из овечьей кожи. Архалуй сшит из тонкой шерстяной ткани. На спину завязан серебряный пояс. Штаны сшиты из шерсти, длинные края которых спускаются до краев обуви. Накидка сшита из черного материала. Рукава с прорехами , а края для надежности сшиты черной крученной нитью.
Армянский исторический музей.
( Отныне – фонд фотографий ГИМА )
Богатая Ереванская женщина.
На голову надет национальный головной убор. На нем украшения для лба и носа. Поверх головного убора носили белую вышитую фату, а выходя из дома надевали на голову шарф. Платье было из узорчатого или сплошного шелкового материала. Поверх платья завязывали серебряный пояс. Надевали темно-синюю накидку, рукава которой были длинные и имели прорехи. Концы были украшены золотыми вышивками, и лисьим мехом.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Ереванский мужчина в повседневной одежде.
Низкая шапка сшита из овечьей шерсти. Верхняя накидка обыкновенная. Не широкие штаны спускаются до ступни. Из черного астара и красного хлопка сшита часть одежды. Поверх чухи надевали серебряный пояс.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Ереванская богатая женщина в домашнем платье.
Платье сшито из белого шелкового материала. На головном уборе закреплена шелковая или бархатная ткань, в середине которого закреплено изумрудное украшение. Края фаты ожурные. На талию надевали позолоченный серебряный пояс.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении
Ереванский богатый мужчина.
Высокая папаха сшита из овечьей шкуры. Верхняя одежда на которую завязывали серебряный пояс, была сшита из тонкого материала. Более длинные верхнии одежды были покрыты лисьим мехом. Из нежной черной материи сшитые штаны спускались до ступни. Чуха была сшита также из черного материала. Декоративные разрезаные рукава покрыты астаром из синего атласа, его иногда накидывали на плечи.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении
Ереванская богатая женщина.
На национальном головном уборе прикреплена синяя бархатная ткань с изумрудными цветочками. Фата прозарачная и очень богатая. Платье из тонкой шали, на которое надевают через две подвески белый пояс. Накидка из сиреневого бархата, покрыта тонким слоем лисьей шкуры. Рукава длинные с прорехами, которые также обрамлены лисьим мехом.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении
Ереванский рабочий в повседневной одежде.
Верхняя одежда сшита из черной шалевой или хлопкобумажной ткани. Поверх завязывали серебряный пояс. Не широкие штаны были из черной шалевой ткани и спускались до ступней. На голову надевали папаху из кожи.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении
Ереванская богатая женщина с накидкой.
На голове национальный головной убор, покрытый бархатной тканью. В середине головного убора прикреплен гребень, украшенный бриллиантами. На голову надевали белую, богатую, пышную, не очень длинную фату. Платье длинное, доходит до ступней. Сшито из полосатой шалевой ткани. Вставка на груди из шелка. Из того же материала изготовлен пояс с двумя подвесками. Пальто из черной материи, четки из марджи.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Ереванский музыкант (древнейший экспонат)
Надета папаха из овечьей шкуры, из черной нежной материи архалух, из черной ткани чуха, с декоративными рукавами, которые покрыты астаром из красного атласа,а на краях узоры. Поверх одежды серебряный пояс. Широкие штаны спускаются до ступней.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Одежда учеников Эчмиадзина во время мессы.
Верхняя одежда из хлопка. Верхняя накидка, которая закрывает часть спины и груди, цветная с золотыми нитками, чаще всего из красной или синий материи. Эта часть одежды сшита поверх верхней одежды и является ее неотьемлемой частью. Также вышиты рукава и прорехи верхней одежды.
Картины художника В.Суренянца.
Армянская монахиня тифлиса.
Платье сшито из черной нежной материи. Из черной шелковой ткани повязка для головы, и из подобной же ткани сверху наброшена еще одна материя.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Католикос в одежде для обрядов.
Одежда для обрядов , которая доходит до пяток, сшита из белой мягкой хлопкобумажной ткани. На голове корона, обе стороны которой вышиты золотыми нитями. В центре, разноцветными нитями вышиты картины из жизни Христа. Богатый вид короне придавали прикрепленные изумруд и другие драгоценные камни. Вышиты и украшены драгоценными камнями также и остальные части одежды. (базпаны, вакас, конкерны). Накидка также украшена изумрудом, и вышита золотыми нитями. Пояс вышит и имеет одну часть украшенную драгоценными камнями. Обувь также покрыта вышивкой. Безрукавка (шурджар), на груди соеденяется серебряной застежкой. Она сшита из дорогой материей, а астаром служит красный атлас.
Архивы Эчмиадзина.
Добровольный воин.
Верхняя одежда сшита из нежной ткани. Из этой же ткани сшиты прорехи брюк, которые всунуты в высокие сапоги. На голове папаха из белой овечьей шкуры.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Добровольный солдат (Сако черных камней).
Папаха из овечьей шкуры. Чуха, архалух и штаны сшиты из черной шалевой ткани. Прорехи всунуты в длинные сапоги.
Личная коллекция Ф.Григоряна.
Добровольный солдат.
Головной убор сшит из белой нежной ткани. Пальто и штаны из шалевой ткани. Прорехи штанов всунуты в длинные сапоги.
Личная коллекция Ф.Григоряна.
Католиккос в повседневной одежде.
Длинная с широкими рукавами паранджа сшита из черной шалевой ткани. Астаром служит темно пурпурный атлас. На головной убор из черного бархата накидывали полотно из тонкой ткани.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Армянские девственницы (монахини).
На головы девственниц накидывали белое покрывало, а сверху черную мантию. Параджа была сшита из тонкой черной шалевой ткани. Пожилые девственницы также покрывали нос. В руках у пожилой женшины бусинки, а у молодой молитвенник.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Доброволец из духовенства.
Одна часть одежды сшита из белой материи и крученного льна. Пальто из дорогой материи. Архалух из полосатой шалевой ткани. Нижняя часть брюк заправлялась в высокие сапоги. Патронташ одевался на спину и грудь.
Личная коллекция Ф.Григоряна.
Армянский доброволец.
Верхняя одежда и брюки сшиты с тонкой и нежной ткани. Пояс связан из шерстяных ниток. Папаха сделана из овечьей шкуры. Нижняя часть брюк заправлена в высокие сапоги.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Армянский доброволец из духовенства с отряда Смбата.
Верхняя одежда и штаны сшиты из черной материи. Папаха из овечьей шкуры. Низ брюк заправлен в длинные сапоги.
Личная коллекция Ф.Григоряна.
Армянский добровольных солдат.
На голове из белой тонкой материи головной убор. Верхняя одежда и штаны сшиты из белой шалевой ткани. Концы брюк заправлены в высокие сапоги. На спину завязан национальный пояс, связанный из шерстянных ниток.
Личная коллекция Ф.Григоряна.
Армянка из Карса в летнем платье.
На голове национальная роза (корона), с золотыми украшениями на лоб, изумрудными украшениями на виски, со всем убранством. На короне закреплена очень нежная фата. Верхняя накидка – джуппа, сшита из узорчатой ткани, с длинными рукавами. Фартук сшит из красного темного бархата, золотая вышивка пришита на фартук. На спину завязан пояс, вышитый из шелковых нитей, длина которого 3 метра и который оканчивается бахромой. На поясе есть различные узоры и вышита надпись “к наслаждению”.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Армянка из Карса.
Платье из шелка, безрукавка из дорогой материи, которая красиво вышита золотыми нитями. На голове национальных головной убор – роза, которая также из бархата, украшение на лоб из кружевных цветов и золотых драмов. С висков свисают изумрудные украшения, на концах с золотыми драмами. На головной убор накинута двухметровая кружевная фата.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Монашка в повседневной одежде.
Надета длинная паранджа из шалевой ткани, с длинными рукавами. На шеи висят серебрянные кресты. На голове черный бархатный головной убор, на который завязан черный шелковый шарф.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Ереванская женщина среднего возраста.
На голове головной убор. Украшения лба из золотых драмов. Завязан головной платок. Платье сшито из узорчатого шелкового материала. Пояс, который имеет две вытачки, сшит из белой шелковой ткани. Поверх завязан также серебряный пояс. Пальто из темно-синего бархата, с длинными рукавами, у которых два прореха, украшенные мехом лисы.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Отец и сын из Шатаха.
На черное верхнее платье отца намотана темно-сиреневая ткань. Архалух из хлопковой ткани, на которую надевали верх из шалевой ткани. Пояс сделан из шерсти. Полностью покрыт вышивкой, материя брюк шалевая ткань. Теплая одежда изготовлена из хорошего материала, а на рукава пришиты пушистые манжеты, которые специально изготавливались из бараньей шерсти. Верхняя часть одежды мальчика также намотана тканью. Блуза, поверх которой одета шалевая верхняя одежда ( архалух ) сшита из хлопкобумажной ткани. Из того же материала сшиты вышитые брюки. Пояс изготовлен из шалевой ткани. И на ногах мужчины, и на ногах мальчика армянская национальная обувь (солер).
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Мужчина из Шатаха в повседневной одежде.
На голове белый головной убор, на который намотана белая шелковая ткань, края которой с бахромой. На шею наматывают шарф из шелковой полосатой ткани. Надевали длинные верхние одежды с рукавами, рукава и ворот которых вышиты золотистыми нитями. Его длина достигает пояса. Пояс сделан из полосатой шелковой ткани, длиной 3-5 метров, и несколько раз наматывали вокруг пояса. К поясу прикрепляли трубку и оружие. Штаны сшиты из знаменитой в Шатахе шалевой ткани и были вышиты тонкими шерстяными нитями. Верхние широкие части брюк завязывались шнурками.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Девушка из Шатаха в повседневной одежде.
На голове красная шаль, на которую прикреплены драмы и украшения для висков. Шаль изготовлена из шерстяных ниток с крупными и маленькими подвесками. Из хлопкобумажной ткани сшитая красная безрукавка одевалась поверх трех прорехного платья, с длинными рукавами, также сшитое из хлопка. Чулки из натуральной шерсти. На ногах сандалии.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Девочка из Шатаха.
На голове красная шапочка, которая украшена серебряными украшениями. Пальтишко из красного материала, а верхняя одежда из полосатой ткани. На шее украшение из серебряных монет и синих камушек от сглаза. На ногах туфельки, также украшенные камушками.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Мать и дождь из Шатаха.
Из хлопка сшиты головные повязки,которые завязывались на головной убор. Из такой же материи изготовлен также и шарф закрывающий нос. Поверх красной верхней одежды надевали из красной шалевой материи пальто с длинными рукавами. На рукава крепляли подвески. Завязывали серебряный тяжелый пояс. Поверх пиджака надевали пальто из плотной ткани, выточки которых были украшены серебрянными вышивками птиц. На ложные часы девушки из Шатаха надевали красный фес. Хлопковая сорочка красного цвета. Поверх нее надевали платье из полосатой ткани, которое по бокам имело прорехи и было покрыто в качестве астара хлопком. Надевали очень широкий серебряный пояс, который был украшен камушками. На ногах матери и девочки солеры.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Женшина из Шатаха в повседневной одежде.
Головной убор, покрытый красной тканью украшен множеством камушек, головное полотно из белой хлопковой ткани. Верхняя одежда-пальто шилось из дорогого материала,а джуппа-платье из синей шалевой ткани. Пояс,который был очень длинный наматывали несколько раз вокруг пояса,он был выполнен из шерсти косой, украшен вышивками,геометрическими фигурами и фигурами крестов.
Выставка Государственного Исторического Музея Армении.
Молодой парень из Шатаха.
Папаха сшита из овечьей шерсти. Верхние одежды из хлопка, на которые надета безрукавная верхняя одежда. Пояс соткан из шерстяных ниток. Таны сшиты из шалевой ткани, широкий пояс которых закреплен.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Мужчина из Шатаха в празднечной одежде.
На одежду из белой материи намотана полосатая бархатная ткань. Верхняя одежда сшита из шалевой ткани. Из того же материала сшиты и брюки, которые украшены вышивками. Пояс изготовлен из шерстяной полосатой ткани. 50 см от рукавов блузы вышиты и украшены бусами, которые надеваются во время праздников. На ноги одевались солеры. Короткая безрукавка изготовлялась из кожи.
Национальный отдел Государственного Исторического Музея Армении.
Женщина Шатаха в национальном таразе.
Прикрепленный прочными нитями головной убор красного цвета, украшен полосами серебряных монет. На края пришивали синие бусы, которые должны были защищать от злых сил. Надевали рубашку, а поверх из тонкого материала верхнее платье, с длинными рукавами, в качестве астара для которого служил красный хлопок. Пояс,который имел красивый узор и подвески, изготавливали из трехцветного полосатого материала. На ноги надевали обувь, которая называлась кондура.
Выставка Государственного Исторического Музея Армении.
Девушка из Шатаха в национальном платье.
На голову прикреплялись изкуственные косы (тцамтер), на которые ставилась красная феса с серебряными монетами. Надевали рубашку из красного материала, а поверх – из цветного сатина сшитое верхнее платье, в качестве астара для которого служил красный хлопок.
Выставка Государственного Исторического Музея Армении.
Женщина из Шуши.
На ней Арцахский национальный тараз – темно красное шелковое платье с длинными острыми рукавами, закрепленные нитками и украшенные серебряными маленькими подвесками. На голове также национальный головной убор. Помимо головного убора, налобные украшения, шарф покрывающий нос, украшения для висков из серебра и прочее. Головное покрывало темное, и отражает состояние скорби. Архалух шьют только из темно-зеленой шелковой ткани. Декоративные рукава заканчиваются острым концом и имеют прорехи. Они покрыты астаром, а на края закреплены подвески. На края архалуха пришивают 3-4 см позолоченные манжеты. Затягивают шелковый пояс.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Бабушка из Шуши с внучкой.
Головное убранство национальное, с головным убором и носовым платком. Верхнее платье сшито из коричневого шелкового материала, ворот и рукава которых украшены манжетами в 2 сантиметра. Пояс из красного шелка дважды заворачивают вокруг талии. Рукава платья длинные и прямые. Трех прорехное платье архалух сшито из темно-зеленого материала, с белыми узорами, из хлопковой ткани. Пальто из темной бархатной ткани. Рукава короткие, на краях трех прорехов золтые вышивки и мех лисы. На внучке надето зеленое шелковое короткое пальто, с красивым нагрудником, охватывающим и часть спины. Края украшены узкими манжетами. Платье из бордового шелкового материала.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Одежда для обрядов дьякона.
Верхняя одежда дьякона доходит до пяток и сшита из хлопка. Его рукава и прорехи вышиты золотыми и тонкими нитями. Накидка из красной материи, и пришита к верхней одежде,поэтому составляет его неотьемлемую часть. Урар они носили на левом плече. Он был украшен тремя крестами, и был длиной в три метра и шириной в 12-13 см. вышит на красном атласном материале, и покрыт хлопковым астаром.
Фонд Рукоделия Эчмиадзина.
Сестры из Васпуракана в повседневной одежде.
На голове одной из сестер головной убор украшен несколькими серебряными монетами. Для того,чтобы косы держались вместе, надевали гребень-специальное украшение, 30-35 сантиметровую сеть, которое скрепляла косы (цамках). С висков свисали длинные украшения,которые наматывались вокруг пояса. На голову надевали из шерстяных ниток сплетенные лжекосы. Платья сшиты из красной и полосатой шелковой ткани, а нижние панталоны из бархата. Чулки вязались из цветных шерстяных нитей. Также сшиты фартуки. На ногах сандалии.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Мальчик из города Ван.
Из черной шалевой ткани сшитая шапка на голове, и из того же материала теплое пальто. Подниз надевали сарочку из белого хлопка, поверх которого шерстяной пояс. Из длиной шалевой ткани сшиты полосатые брюки, вышитые чулки и обувь.
Личная коллекция Ф. Григоряна.
Фидаин из Васпуракана.
На голове белый головной убор, намотанный тканью. На шее шелковой платок. На белую хлопковую сорочку надевали блузу с длинными рукава, сшитую из местной полосатой ткани. Поверх блузы надевали безрукавную верхнюю одежду. Поверх нее надевали безрукавное пальто, передняя часть которого оставалась открытой. Пояс был сшит из трехцветной полосатой ткани, края украшены камешками и бахрамой. Пояс обматывали на спину три раза. Штаны были сшиты из шалевой ткани. Чулки были связаны из белой шерсти. На ноги обували солеры.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Женщина Васпуракана в повседневной одежде.
На голове был головной убор связанный из натуральной шерсти. Из полосатой ткани шили верхнюю одежду, у которой был глубокий вырез на груди. Нагрудник шили из темн-синей хлопковой ткани. Пояс также был из темно-синей ткани. Он был украшен белыми пуговицами (ракушками), и синими бусинками. Платье из темно-красной материи. Фартук был вышит изображениями крестов и домашней утвари.
Выставка Государственного Исторического Музея Армении.
Городской Фидаи.
К национальному таразу Тарона добавлен также патронаж и оружие. Сарочка сшита из черной шерсти. Штаны из шалевой ткани. Его края заправлены в шерстянные чулки. Пояс был длинным и несколько раз наматывался вокруг бедер. На ногах сандалии.
Фонд Фотографий Государственного Исторического Музея Армении.
Городской Фидаи из Тарона.
На головной убор завязана полосатая ткань. На шею намотан шерстяной шарф с длинной бахромой. Сорочка из черной шалевой ткани, пояс от которой связан шерстяными нитками. Штаны сшиты в домашних условиях из обычного материала. Края узкие, верхняя часть широкая. Прикреплялась шнурами. Края штанов заправлялись в шерстяные чулки. На ногах сандалии.
Личная коллекция Ф. Григоряна.
спасибо за подробную и грамотно составленную статью, как раз то что искала)
Очень жаль что нет фотографий или хотя бы рисунков, придется искать на других сайтах, хотя описание здесь очень хорошее,,,