Тур в Гегард
|После интересной экскурсии в храме Гарни, нас ждала не менее увлекательная экскурсия по монастырю Гегард. Дорога до монастыря была не долгой, кроме того нам было что обсудить. Мы знали, что перед нами встанет совсем другая картина, ничем не похожая на предыдущую. Этим мы и были заинтригованы.
Совсем скоро, мы приблизились к автостоянке, окруженной горами и красивыми холмами. Гостеприимные, милые армянские бабульки продавали украшения из шиповника и круглую гату с надписью «Гегард», кстати очень сладкую.
Совсем скоро мы уже поднялись вверх к монастырю. У входа, в стене были некие углубления в форме окошек, гид сказала нам, что если попасть туда камушком, и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Некоторые из нашей группы решили поверить этому местному суеверию и испытать «окошки». Дальше мы зашли во двор монастыря. Гид рассказала нам, что этот комплекс расположен в ущелье реки Гохт. Он включен в список наследия ЮНЕСКО, как и скалы, окружающие его.
Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары — традиционные армянские каменные памятные стеллы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.
Само название «гегард» означает копье. Более полное его название Гегардаванк – «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина. Иногда употребляется старое название Айриванк – «пещерный монастырь».
Монастырь был основан в IV в. на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк ,что означает «Пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель. В начале 9 века, монастырь пострадал от рук арабов, от их рук также пострадали многие ценные рукописи, и некоторые монастырские сооружения.
Некоторые основные строения были построены братьями Закарянами. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и основателем КняжестваПрошьянов). За короткий период Прошьяны построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу — вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX в.), а также многочисленные кельи. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошьянов — орёл, держащий в своих когтях ягнёнка.
В этой комнате мы остановились особенно надолго. Все в этом монастыре казалось нам загадочным и полным тайн. Мы сделали десятки фотографий пещер, окошек, гербов и бесчисленных хачкаров. Изучили все узоры на хачкарах и посмели предположить , кто из пророков находился в какой комнате. Мы попытались залезть куда только было возможно, не всегда думая, как мы будем оттуда выбираться. Это было немного трудно, так как пещеры были не очень широкие, и довольно низкие, что делало наше перемещение в них, почти невозможным. Особенно привлекли наше внимания многочисленные надписи на хачкарах, которые мы упорно пытались прочесть. Все это казалось нам очень мистическим, запутанным и требующим срочной разгадки. В момент, когда мы находились в храме, там проходила церемония матаха. Местные жители гостеприимно пригласили нас разделить с ними трапезу, на что некоторые из нас с удовольствием ответили, так как чистый горный воздух, обильность информации и неудовлетворенный интерес вызвали у некоторых из нас дикий голод.
Мы долго изучали резьбу двери главного входа, с изображенным на нем копьем. Мы высказывали догадки и мысли по поводу достоверности нахождения здесь того самого копья, и всей его истории. После досконального изучения монастыря и немного перекусив, мы отправились изучать ущелье. Спустившись к реке, мы обнаружили, что на обратной стороне есть пещеры, в которые в полне возможно добраться без особого альпинийского снаряжения. Поэтому мы и решили так поступить. Особенно сильно некоторых из нас к этому побудил, сверкающий наверху крест, который каким-то необычным образом оказался оставленным наверху кем-то , явно уже в наше времена. Мы пересекли реку и начали наш подъем. После долгого и утомительного подъема наверх, цепляясь за отвесные камни и дикую траву, мы наконец достигли одной из пещер, где мы обнаружили массу настенных рисунков, к нашему всеобщему сожалению оставленных уже в наши времена. Группа не удовлетворилась этим, и после короткого отдыха, боясь что он может пробудить в нас новое чувство голода, мы вновь стали подниматься. Достигнув другой пещеры, мы обнаружили несколько пещерных рисунков и там, и поэтому полностью разочарованные безынтересностью данных пещер, и страшно голодные мы решили спуститься обратно в монастырь, там пещеры хотя бы имели историю. Спуск оказался намного труднее и опаснее. Спустившись до самого низа, и собирая уже вновь пересекать реку, некто из группы обнаружил мост, который мы не заметили в самом начале. Пройдя мост, мы увидели дерево, усеянное платками. Оно нас весьма заинтересовало, и мы решили узнать, значение того, что мы увидели. Бабушки продававшие гату, поведали нам, что завязав платок на дерево, люди загадывали желание, и их желание обязательно сбывалось. Послушав еще одно армянское суеверие, мы вернулись в монастырь, прогулялись во внутреннем дворе, сделали массу интереснейших фотографий и напившись родниковой воды, направились обратно в Ереван.
Мы были уставшие и удовлетворенные. Несмотря на то, что мы не обнаружили ничего нового, мы открыли для себя два чудеснейших и интересных храма- Гарни и Гегард, таких разных и одновременно похожих. Расставаясь многие из нас пообещали, вернуться туда через много лет, и уже самим рассказывать о том, как возникли эти места поклонения!