Праздники Армении

Армения – страна своеобразных традиций и обычаев, национальное самосознание которой особо подчеркивается во время свойственных только ей народных, церковных и государственных празднований, и это замечательный повод, чтобы посетить Армению.

Речь идет о важнейших событиях в истории и общенациональных днях памяти. К ним относятся также некоторые народные, традиционные, церковные и профессиональные праздники, которые были назначены государством и Армянской апостольской церковью.

Государственные праздники Республики Армения

Новый Год и Рождественские праздники отмечаются с 31 декабря по 6 января; нерабочие дни.
День армии — 28 января. В 1992 году в этот день было основано министерство обороны РА; нерабочий день.
День святого полководца Вардана Мамиконяна (Вардананц) — день добродетели и национальной дани. Празднуется за 8 недель до Святой Пасхи: в пятницу.
Международный женский день. 8 марта – международный праздник и отмечается с 1911 года по предложению деятеля немецкого и международного рабочего движения Клары Цеткин; нерабочий день.
Праздник материнства и красоты — 7 апреля; назначен по случаю Благовещения Пресвятой Богородицы. Символизирует Благовест о святой беременности Марии Богородицы.
День труда – 1 мая; международный праздник, отмечающийся с 1890 года, как день международной солидарности трудящихся; нерабочий день.
День “Еркрапа” – 8 мая; назначен в 2002 году по поводу освобождения Шуши (8 – 9 мая 1992 года).
День победы – 9 мая; день победы СССР над фашистской Германией. В РА отмечается как знак вклада армянского народа в эту победу; нерабочий день.
День первой Республики Армения – 28 мая. В 1918 году в этот день была восстановлена армянская независимая государственность, чему последовало провозглашение первой Республики Армения; нерабочий день.
Международный день защиты детей. 1 июня – международный праздник, отмечающийся с 1950 года. Целью праздника является защита детей от угрозы войны, сохранение их здоровья, обеспечение их права на получение достойного образования и воспитания.
День Конституции Армении – 5 июля. В 1995 году в этот день общенациональным референдумом была принята конституция РА; нерабочий день.
День знаний – 1 сентября; отмечается начало учебного года.
День независимости Армении – 21 сентября. В 1991 году в этот день общенациональным референдумом была провозглашена независимость Республики Армения; нерабочий день.
День учителя – 5 октября; нерабочий день
Таркманчац – праздник переводчика. Отмечается на вторую субботу октября. Праздник символизирует открытие армянской письменности, первый перевод Евангелия на армянский и начало армянского просвещения.

Памятные дни

День памяти жертв геноцида в Армении – 24 апреля. Отмечается память жертв Армянского геноцида, осуществленного Османской империей и кемалистским правительством. В 1915 году в этот день в Константинополе были арестованы примерно 800 представителей армянской интеллигенции, большая часть которых была зверски убита, а остальные погибли по дороге в ссылку; нерабочий день.

День памяти жертв землетрясения в Армении – 7 декабря. Этот день отмечается в память о 25 тыс. жертв разрушительного землетрясения в Спитаке в 1988 года

В Армении отмечаются также день родного языка, день Еревана, сатиры и юмора, прессы, радио, театра, музеев, памяти жертв организованной в Азербайджане бойне в 1988 году и защиты прав армянских вынужденных переселенцев, а также друге запомнившиеся дни.

Армянские национальные и церковные праздники

К национальным и церковным праздникам отнoсятся передающиеся по традиции религиозно-церковные и народные праздники, которые возникли в основном в дохристианский период и в дальнейшем приспособились к христианскому календарю, сохраняя ряд обычаев и обрядов, связанных с древнейшими церемониями и верованиями.

Церковные праздники посвящены Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Св. Кресту, святым, видным национальным деятелям и событиям.

Новый Год — в хронологическом плане первый национальный праздник. До XIX века началом года армяне считали Навасард (армянский Новый Год) – переходящий праздник, который отмечался с августа по октябрь – ноябрь. В XIX веке по календарю Симеона А Ереванского (Ереванци) Навасард заменился Новым годом, который стал началом года и был зафиксирован на 1 января, как непреходящий праздник.

Непреходящие праздники Рождество Христово и Богоявление, Освящение воды и Крещение Господне отмечаются 6 января и символизируют рождение и крещение Христа. Последнее является первым среди 5 главных господних праздников. 6 января, после Рождественской литургии, по подобию старого обряда (в древности в этот день люди кидали в текущую воду какую – то вещь и загадывали самое сокровенное, потому что вода очищает и землю, и человека ) и предзнаменуя крещение Христа в реке Иордане, армянская церковь проводит церемонию Освящения воды, во время которой происходит погружение Креста Господнего в воду.

День святого Саркиса – праздник осуществления таинственных снов молодых и влюбленных, предугадывание их судьбы. Отмечается праздник за 63 дня до Святой Пасхи: обычно с 18 января по 23 февраля: в субботу.

Терендез – непреходящий праздник, отмечающийся 14 февраля (празднуется с вечера 13 февраля). Когда родители сорокадневного Иисуса отнесли его в храм, их встретил старец Симеон. Отсюда и исконное название праздника “Тярндарадж”, что в переводе с армянского означает “Направиться к Господу”. Этот праздник считается вестником весны, богатого урожая и благого, благополучия молодоженов, символом плодородия. Главным ритуалом праздника считается разжигание костра; костер предотвращает зло. Через костер прыгают молодые, новобрачные, чтобы их цели осуществились, год был благим, а женщины стали матерями. По благословению Католикоса всех армян во всех церквях проводится церемония благословения молодых.

Берекендан – предшествующие Великому посту двухнедельные празднества, включающие национальные танцы, театральные представления, свадьбы и банкеты. Большой праздник вещает о начале весеннего расцвета. Особо выделяются четверг второй недели и дни Истинного Барекендана – последние дни праздника. Четверг – специальный день памяти усопших. В армянском церковном календаре этот день отмечается, как день павших Вардананц.

Великий пост следует последнему дню Истинного Барекендана. Он представляет собой период семинедельного испытания самого себя, очищения и воздержания, во время которого обычно не проводятся радостные церемонии, помолвки и свадьбы. В этот период установлен строгий питательный режим, включающий только пищу растительного происхождения.

Цахказард (или Вербное Воскресенье) отмечается на 6 неделе Великого поста и символизирует цветение природы. Главным обрядом дня является благословление первой цветущей ивы и молодой зелени, а значением — тожественный Вход Господень в Иерусалим, когда народ с большим энтузиазмом встретил его, рассыпав на дороге зеленые ветви пальмы и оливы. Армянская церковь провозгласила Цахказард, как день благословения детей.

7 неделя Великого поста – Страстная неделя (седмица), считающаяся последней неделей Богослужения. Каждый день имеет свое значение. В Великую субботу совершается Чрагалуйц (зажжение лучин); во время Божественной Литургии вещают о Светлом Воскресении Христовом.

Святая Пасха (“Затик” на армянском) – второй из главных праздников Армянской церкви; переходящий праздник. Его отмечают в первое воскресение после весеннего полнолуния: в промежутке между 21 марта и 26 апреля с переносностью в 35 дней. Даты всех армянских переходящих праздников определяются датой Святой Пасхи.

Армянское “Затик” означает отделиться, избавится от мучений. Изначально это был языческий праздник. С принятием Христианства “Затик” объединился со Светлым Воскресением Христовым, которое имеет значение несокрушимой жизни, а яйцо, являющееся источником жизни очень многих живых существ, стало символом этого праздника. Красный цвет яиц обозначает пролитая Христом кровь во имя спасения Вселенной. Следующий день после Святой Пасхи, также как и всех главных церковных праздников, является днем памяти усопших: “мерелоц”

Вознесение Господне отмечают по случаю воскресения Христа из мертвых и получению вечной жизни возле Отца своего на 40- ой день после Воскресения Христова. Этот день называется также днем Гадания или день “Катнапура”(молочный суп); день, когда молодые гадают свою судьбу.

Вардавар (Преображение) третий из главных праздников Армянской церкви; отмечается спустя 14 недель после Святой Пасхи; в конце июля. Согласно христианской традиции, Вардавар совпадает с праздником Преображения Иисуса Христа. Народный праздник имеет гораздо давнее происхождение и связан с культом воды. Люди наряжаются розами и другими цветами, брызгают друг в друга водой, пускают в небо белых голубей, призывая дождь на высохшую землю. Ритуальным фруктом дня является яблоко, которое освящается в церкви и с этого дня допускается к применению.

Успение Пресвятой Богородицы – день памяти об уходе Марии Богородицы на небо. 4-й главный праздник Армянской церкви. Отмечается он в ближайшее воскресение от 15 августа. В этот день люди носят первый виноград в церковь для освящения (отсюда народное название праздника “Хахохорнек”, в переводе с армянского “Освящение винограда” ). Этот обряд проводится также, как дань Пресвятой Богородице. Культ винограда – старинный обычай; в дохристианскую эпоху виноград освящался королем либо священником.

Воздвижение Креста Господня (Хачверац, Сбхеч, Улоц) – последний, 5–й важный церковный праздник; отмечается в ближайшее воскресение от 14 сентября. В этот день люди посещают могилы своих ближних; принято жарить козлиное мясо. В Христианскую эпоху праздник связывался с историей возвращения Святого Креста из плена, таким образом получая новое значение.

Все народные праздники проводили под песни и пляски, чтение. Труды эти обрабатывались и представлялись народу поэтами и писателями, композиторами, художниками и другими. Лучшим примером результата их работы служит описание Вознесения в поэме “Ануш”.